Всемирный день биоэтики был учрежден в 2015 году по предложению кафедры биоэтики ЮНЕСКО Генеральной Ассамблее ООН. Выбрана дата 19 октября. Всемирный день биоэтики — какого числа, суть дня этики и проблемы современной биоэтики — тема следующей статьи на kakogo-chisla.ru.
Всемирный день биоэтики
Биоэтика — это раздел этики, который занимается этическими дилеммами, порожденными быстрым развитием науки, особенно биомедицины, биотехнологии и генетики. В частности, он исследует и анализирует этические вопросы, например, связанные с эвтаназией, абортами, клонированием человека, модификацией генома, генной инженерией и т. д.
Термин «биоэтика» происходит от греческих слов «биос» и «этика», и его отправной точкой является американский биохимик Ван Ренслер Поттер (1911–2001), которого считают отцом биоэтики. Слово «биоэтика» впервые было упомянуто в его книге «Биоэтика: мост в будущее», опубликованной в 1971 году. Поттер пытался найти значение, которое сбалансировало бы научную ориентацию медицины с человеческими ценностями.
Международный комитет по биоэтике и суть биоэтики
Биоэтика как наука занимается не только изучением моральных проблем, возникающих ввиду стремительного развития биомедицинских наук, но и участвует в формировании на национальном и международном уровнях особых институтов — этических комитетов. В 1993 г. в рамках ЮНЕСКО был создан консультативный орган — Международный комитет по биоэтике. Подобный орган существует также в рамках Совета Европы (Руководящий комитет по биоэтике (CDBI)).
Стоит особенно отметить, что универсальные договоры в области прав человека, принятые до международно-правовых актов в области биоэтики, также имеют отношение к защите прав человека в связи с достижениями в области биологии и медицины. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. закрепляют право человека на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, право на уважение частной и семейной жизни, а также человеческого достоинства, право на здоровье, в том числе на сексуальное и репродуктивное здоровье, право на недискриминацию и равенство и др.
Биоэтика и церковь
Православная Церковь глубоко обеспокоена чрезвычайно быстрым поступательным движением науки и возникающими в связи с этим биоэтическими проблемами. Она призвана давать нравственную оценку различным вмешательствам в человеческую жизнь и выступать с заявлениями духовного порядка, которые избавят сегодня людей от возникшей путаницы. Мнения Церкви спрашивали как ученые, так и общество, и теперь уже как нечто само собой разумеющееся воспринимается факт участия делегатов от Церкви и богословов в работе комиссий по биоэтике.
В первую очередь мнение Церкви хотели получить сами верующие, ищущие нравственного руководства, когда периодически оказывались лицом к лицу перед трудными нравственными дилеммами: правильно ли с нравственной точки зрения делать аборт женщине, когда ее жизнь становится почти немыслимой, правильно ли с нравственной точки зрения прекращать жизнь пожилых людей по их собственной просьбе, в случае если они страдают неизлечимыми заболеваниями, правильно ли с нравственной точки зрения бездетной паре просить об экстракорпоральном оплодотворении, о суррогатной матери или в будущем о клонировании, что позволит парам иметь такого ребенка, какого они пожелают?
Сомнительные с моральной точки зрения разнообразные вмешательства в человеческую жизнь в зависимости от их результатов можно разделить на две категории: 1) те, которые ведут к прекращению жизни (аборт на первой ее стадии и эвтаназия на последней, и 2) те, которые способствуют формированию человеческой жизни (экстрокорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и клонирование).
Вмешательство науки (аборт, на первой стадии жизни, эвтаназия на последней), имеющее своим результатом прерывание жизни, не только нравственно неприемлемо, потому что противоречат верховному владычеству Бога над жизнью, запрету убийства и взгляду на людей как на творения по «образу и подобию Божию». Православная Церковь полностью осознает слабость человека, его природы, когда он сталкивается с трудностями жизни, и таким образом объемлет грешника, но не может нравственно оправдать убийство, поскольку это вступает в противоречие с волей Божией.
Вспомогательные репродуктивные методы в целом оцениваются положительно, потому что они помогают бесплодным парам иметь желанного ребенка. Однако цель, как уже говорилось выше, не может оправдывать использование любых средств. По этой причине христианская этика оценивает каждый метод в отдельности и запрещает только те методы, которые могут разрушить эмбрион и оскорбить святость Таинства Брака. Наконец, клонирование морально недопустимо, потому что оскорбляет человеческое достоинство, направлено ли оно на создание человека или на приобретение знаний о возможных лекарствах от неизлечимых до сих пор болезней.
В любом случае, о человеческой жизни не стоит думать как о средстве достижения цели, но как о цели самой по себе.